Требуются на работу: врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач-сексолог, врач-невролог, клинический психолог.

Как известно, Уголовным кодексом установлено, что привлечь к уголовной ответственности можно граждан, которым исполнилось 16 лет. И лишь за отдельные виды преступлений ответственность наступает с 14 лет. Это касается насильников, убийц и прочих незаконопослушных несовершеннолетних граждан. Депутаты Госдумы собираются приравнять к ним и живодеров, предложив сажать за жестокое обращение с животными с 14 лет.

О том, насколько действенны будут карательные меры, мы разговариваем с кандидатом медицинских наук, психиатром, психотерапевтом Борисом КУЗЬМИЧЕВЫМ.



— Борис Николаевич, законодатели предлагают снизить возраст привлечения к уголовной ответственности до 14 лет для подростков, которые жестоко обращаются с животными. Как вы оцениваете появление такой инициативы?

— Принимая законы, нужно прежде всего определиться: чего же мы хотим добиться — покарать 14-летних или же на государственном уровне попытаться помочь им? Основная стратегическая цель, ради которой все эти законопроекты могут приниматься, — сформировать и постоянно поддерживать у подрастающего поколения культуру гуманного обращения с животными на поколения вперед.

В связи с новой инициативой на ших законодателей у меня сразу возникают ассоциации с принятым законом о борьбе с курением. Принимая «антитабачный» документ, депутаты должны были четко понимать, на кого направлен закон и какие цели преследует. Его основой должно быть стремление оградить подрастающее поколение от табакокурения и привить правильное отношение к нему. Ведь ранее людям внушалось, что курение табака «всего лишь» вредная привычка. А на самом деле это тяжелейшая болезнь, зависимость, определенные механизмы формирования которой сродни алкогольной или героиновой. Поэтому закон должен был сформировать другую идеологию отношения к психоактивным веществам, и к табаку в частности. И прежде чем прибегать к запретительным жестким мерам, необходимо было создать все усло вия для прохождения людьми, имеющими большой стаж курения, все этапы реабилитации и лечения от никотиновой зависимости. Причем эти услуги должны быть бесплатными, доступными, качественными, раз это государственная программа!

Этот опыт, на мой взгляд, необходимо учитывать при обсуждении законодательных инициатив о жестоком обращении с животными.

— С точки зрения медицины, живодерство — это  все-таки проблема воспитания или болезнь? Может, подростков с садистскими наклонностями нужно лечить, а не сажать? Какое поведение ребенка можно трактовать как жестокое?

— Жестокость тесно связана с понятием агрессии, агрессивного поведения и враждебности. Агрессия — это кратковременная эмоциональная реакция в ответ на ущемление каких-то прав, желаний человека. Важно помнить о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

К враждебным реакциям относятся также обида и подозрительность. Что касается агрессии, то она необязательно проявляется в физических действиях. Когда ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других или сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, это тоже проявления агрессии, только других видов.

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях она может быть направлена на самого себя. Аутоагрессия выражается в нанесении себе вреда — обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании.

Проявления жестокости нередки в детском возрасте, однако причины ее чаще всего отличаются от тех, что порождают жестокость взрослых. Например, слишком маленькие дети не понимают, что их игры мучительны для другого живого существа. Если ребенка вовремя не остановить, дать ему возможность безнаказанно мучить животное, то в дальнейшем такое поведение может стать привычкой, закрепиться как типичное для конкретного ребенка. Поэтому важно заметить и предотвратить ситуации, когда познавательные мотивы агрессии начинают перерастать в садистские, ситуации истязаний и даже убийств животных, которые от любознательности переходят в формы получения удовольствия.

— Существует ли взаимосвязь между жестоким обращением с животными и преступлениями против человека?

— Имеются данные, что более половины серийных убийц уже в детстве проявляли чрезмерную агрессию, которая зачастую выражалась в жестоком отношении к животным. Подавляющее число подростков, которые совершили тяжкие преступления, ранее издевались и мучили животных. И эти убийцы не кто иной, как выросшие дети, которых вовремя не остановили.

— Психологи считают, что ребенок чаще проявляет агрессивность, если агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой жизни. Какие еще «внутрисемейные» факторы могут спровоцировать агрессивное поведение?

— Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

То же касается и наказания: оно должно быть значимо, но не вызывать при этом агрессии.

Можно смело утверждать, что ребенок проявляет агрессию в отношении животных в ситуации, когда не может излить ее на взрослого. Когда существует конфликт между взрослым и ребенком, ребенок как бы хочет «наказать» взрослого, но не может. Он переносит это чувство на того, кто слабее, — на животное.

— 3 февраля в Москве пятнадцатилетний школьник, ученик 10-го «А» класса средней школы N 263, два часа продержал в заложниках 24 одноклассников, выстрелом из винтовки убил учителя географии и сотрудника полиции, тяжело ранил еще одного полицейского. Преступника арестовали. А на следующий день в Госдуме появился законопроект о запрете продажи в местах, доступных для детей компьютерных игр, пропагандирующих культ насилия. Как пояснил автор законопроекта, депутат Олег Михеев, документ был разработан им задолго до произошедших накануне событий. Однако с учетом этой трагедии, Михеев рассчитывает, что данная законодательная инициатива получит поддержку у депутатов. Как вы считаете, влияние компьютерных игр и видеопродукции действительно столь высоко, что их надо запрещать?

— Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый — это, как я уже сказал, семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне все можно») во время игр. И в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Герои мультфильма могут быть и положительными, но их устрашающий вид, способы решения жизненных ситуаций стимулируют маленького человека к агрессивным действиям: он начинает дубасить других людей или, если подвернется под руку, животных. Дети с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. И ребенок не может понять, что же он сделал плохого, стукнув кошку палкой. Ведь «добрый» персонаж только что на его глазах отрубил голову «злому». А ребенок лишь играл «в него».

— Если ребенок замечен в жестоком обращении с  братьями нашими меньшими, то в каком случае родители должны бить тревогу, где грань между нормой и отклонением? И куда им обращаться со своими проблемами?

— К сожалению, случается, что причинами немотивированной жестокости могут быть нарушения работы структур головного мозга, отвечающих за проявление агрессии. Помимо этого, повышенная агрессивность характерна для некоторых психических расстройств. Помочь в таком случае могут только специалисты: детский психиатр, психотерапевт, детский невролог. И чем раньше родители обратят внимание на патологические проявления жестокости и агрессии у ребенка, тем эффективнее они смогут скорректировать его поведение.

В большинстве случаев с проблемой детской жестокости родители способны справиться самостоятельно или получив консультацию у специалиста. Ведь чаще причиной такого поведения является обстановка в семье или это связано с возрастным периодом. В первом случае стоит поменять ситуацию, решая проблемы, приведшие к жестокости. Во втором — надо просто понять, что данный этап необходим, но при этом действовать правильно, воспитывая в ребенке доброту, великодушие и сочувствие к братьям нашим меньшим.

Пока шло обсуждение инициативы по ужесточению уголовного наказания в отношении юных живодеров, в Госдуму поступила инициатива и о снижении возраста наступления административной ответственности  с 16 до 14 лет. Свое предложение депутаты объясняют стремлением ликвидировать несоответствие между Кодексом об административных правонарушениях и УК РФ, который допускает привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности с 14 лет.  Согласно действующему КоАПу, несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности с 16 лет. Однако депутаты считают, что уровень жестокости детей существенным образом возрос, в то время как уровень ответственности остался прежним, и молодые люди в возрасте 14–16 лет вполне способны отдавать себе отчет в асоциальности, неприемлемости своих поступков. Напомним, что КоАП предусматривает следующие виды наказания: предупреждение, административный штраф, изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест в виде изоляции от общества на срок до 15 суток и т.д. Человек, подвергнутый административному наказанию, судимым не считается.

Наверх