Журнал

Введение

В структуре психических расстройств в Российской Федерации умственная отсталость (УО) регистрируется у 16,4% больных психическими заболеваниями в детском возрасте и у 22,9% больных в подростковом возрасте. При этом в обеих возрастных группах более тяжелые формы умственной отсталости отмечаются лишь в 3% случаев [7]. В целом динамика распространенности умственной отсталости во многих странах мира характеризуется тенденцией к увеличению, особенно легких ее форм. При этом наиболее предрасполагающей к социальной дезадаптации является УО, осложненная различными психопатологическими расстройствами, утяжеляющими общее состояние детей с интеллектуальной недостаточностью и способствующими формированию наиболее стойких форм дезадаптации, возникающих в разные возрастные периоды [4-6].

Целью исследования явилось изучить некоторые клинико-социальные характеристики подростков, страдающих УО легкой и умеренной степени.

Материалы и методы

Клиническим и клинико-катамнестическим методами были обследованы 112 учащихся 13-18 лет Муниципального образовательного учреждения (МОУ) «Тверская специальная (коррекционная) школа-интернат № 1», страдающих легкой и умеренной УО, согласно критериям МКБ-10.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ полученных данных показал, что соотношение учащихся с легкой УО и умеренной УО составило 4,3:1 (р<0,001), причем юношей оказалось 70 чел. (62,2%), девушек - 42 чел. (37,8%), то есть юношей в 1,7 раза больше (р<0,001).

Среди учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью преобладание юношей (56%) над девушками (44%) составило 1,3 раза (р>0,05). В группе с умеренной УО (всего 21 учащийся, или 18,8% от общего числа обследованных) подростков мужского пола (90,5%) оказалось больше девушек (9,5%) в 9,5 раза (р<0,001). Наследственная отягощенность по легкой и умеренной УО была выявлена у 27 человек (24% случаев), родители или сибсы которых учились во вспомогательных школах, причем соотношение юношей и девушек было приблизительно равным (соответственно 17,1 и 16,9% случаев). В 14 случаях (12,5%) у матерей воспитанников наблюдалась патология беременности и родов (нарушение сроков беременности, токсикозы, травмы живота, родовые травмы, наложение щипцов, вакуум-экстракция, кесарево сечение, асфиксия плода и т.д.). Преобладание юношей в этой группе (12 чел., или 17,1%) по сравнению с девушками (2 чел., или 4,8%) оказалось существенным, в 3,6 раза (р<0,001).

Как показал анализ данных, представленных в таблице 1, осложненные формы при УО составили немногим более половины (соотношение неосложненной и осложненной УО составили 1:1,2).

Таблица 1 - Частота основных психопатологических вариантов умственной отсталости у воспитанников школы-интерната № 1 г. Твери

 

Количество учащихся

Варианты УО

абс.

% от всех учащихся с УО

% от учащихся с осложненной формой УО

 

общ.

мал.

дев.

общ.

мал.

дев.

общ.

мал.

дев.

УО всего

112

70

42

100

62,5

37,5

-

-

-

Неосложненная УО

50

30

20

44,6

42,9

47,6

-

-

-

Осложненная УО*

62

40

22

55,4

57,1

52,4

100,0

64,5

35,5

В том числе:

- с психомоторной расторможенностью

6

4

2

5,4

5,7

4,8

9,7

10,0

9,1

- с психопатоподобными расстройствами

20

14

6

17,9

20,0

14,3

32,3

35,0

27,3

- с церебрастеническими расстройствами

12

10

2

10,7

14,3

4,8

19,4

25,0

9,1

- с неврозоподобными расстройствами

28

17

11

25,0

24,3

26,2

45,2

42,5

50,0

- с речевыми расстройствами

11

8

3

9,8

11,4

7,1

17,7

20,0

13,6

- с др. психопатологи-ческой симптоматикой

7

4

3

6,3

5,7

7,1

11,3

10,0

13,6

* у части воспитанников с осложненной УО наблюдалось сочетание нескольких психопатологических вариантов, поэтому их сумма превышает общие показатели.

Среди всех осложненных вариантов УО, которые были диагностированы в 55,4% случаев), наиболее распространенными оказались неврозоподобные расстройства (25% случаев), психопатоподобные расстройства (17,9% случаев) и церебрастенические расстройства, которые зафиксированы у 10,7% воспитанников. Что касается гендерных различий, то ведущее место у представителей обоих полов занимали неврозоподобные расстройства (24,3% у юношей и 26,2% у девушек), и психопатоподобные расстройства (20% у юношей и 14,3% у девушек).

Среди обследованных учеников практически при всех вариантах преобладали юноши (за исключением УО с неврозоподобными расстройствами).

Достоверные различия касались неосложненной УО, где юношей оказалось больше девушек в 1,7 раза (р<0,001), а также в группе осложненной УО с церебрастенической симптоматикой, в которой преобладание юношей над девушками было почти 3-кратным (р<0,05), то есть 14,3 и 4,8% случаев соответственно от всей УО.

Что касается легкой УО, то преобладание юношей (56%) над девушками (44%) составило 1,3 раза (р>0,05). В этой группе соотношение неосложненных и осложненных форм при легкой УО составило 1:1,1 (соответственно 51,6 и 48,4% случаев).

Приблизительно одинаковые пропорции среди неосложненных и осложненных форм легкой УО отмечались между подростками мужского и женского пола (соответственно 49 и 51% у юношей и 52,5 и 47,5% у девушек). Среди осложненных вариантов УО наиболее часто встречались неврозоподобные расстройства (29,9%), психопатоподобные (18,7%) и речевые (9,9%) расстройства.

Наибольший удельный вес среди основных вариантов осложненной УО легкой степени среди юношей составили психопатоподобные (21,6%) и неврозоподобные (17,7%) расстройства, у девушек - неврозоподобные (25%) и психопатоподобные (15%) расстройства. Среди обследованных учеников преобладание юношей над девушками наблюдалось при УО с психопатоподобными расстройствами - в 1,4 раза (р>0,05), с церебрастеническими расстройствами - в 3,9 раза (р<0,05), с речевыми расстройствами - в 1,5 раза (р<0,05). Большее число девушек зафиксировано при осложненной УО с неврозоподобной симптоматикой - в 1,4 раза (р>0,05), с психомоторной расторможенностью - в 1,3 раза (р>0,05) и при УО с другой психопатологической симптоматикой (в виде судорожного синдрома, вегетативных расстройств и т.д.) также в 1,3 раза (р>0,05).

Различия между юношами и девушками в группе с умеренной УО, в отличие от легкой УО, представленных выше, оказались наибольшими и составили 9,5 раза (р<0,001), соответственно 90,5 и 9,5% случаев. Преобладание осложненных вариантов УО над неосложненными оказалось также довольно существенным - в 2,5 раза (р<0,001), причем среди юношей преобладание осложненных вариантов над неосложненной УО было еще большим - в 2,8 раза (р<0,001), а среди девушек их соотношение составило 1:1. Среди всех осложненных вариантов умеренной УО, которые были диагностированы в 71,4% случаев, наиболее распространенными оказались неврозоподобные расстройства (42,9%), церебрастенические расстройства (28,6%) и психопатоподобные расстройства (14,3%).

Варианты осложненной УО среди учеников мужского пола распределились так (по мере убывания): неврозоподобные расстройства (42,1%), церебрастенические расстройства (26,3%), психопатоподобные расстройства (14,3%), психомоторная расторможенность и речевые нарушения - по 10,5% случаев и УО с другой психопатологической симптоматикой - 5,3%. У девушек зафиксированы только церебрастенические и неврозоподобные расстройства (по 50% случаев). Среди осложненных вариантов умеренной УО количество учеников мужского пола наблюдалось больше почти во всех группах, за исключением вариантов УО с церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами, где преобладание девушек составило соответственно 1,9 и 1,2 раза (р>0,05).

В дальнейшем была проанализирована роль некоторых средовых факторов, значение которых в формировании различных психопатологических расстройств и их декомпенсации, и в частности при УО, является весьма существенным и часто недооценивается специалистами [2; 3]. Как показал анализ полученных данных, у значительного числа детей (45,5%), обучающихся в школе-интернате, на момент обследования отсутствовал один или оба родителя.

При этом в группе детей с неосложненной УО в условиях неполной семьи (отсутствие одного или обоих родителей) воспитывались 48% учащихся, а при осложненной - 43,5% школьников, причем количество учащихся с осложненной УО, воспитывавшихся без родителей, было в 1,3 раза больше (р>0,05), по сравнению с неосложненной УО (соответственно 8 и 6%).

При анализе отдельных вариантов осложненной УО обратил на себя внимание высокий удельный вес воспитанников школы-интерната, воспитывавшихся в неполных семьях (с отсутствием одного или обоих родителей) с психопатоподобными (55%) и неврозоподобными расстройствами (39,3%). Что касается различий у воспитанников мужского и женского пола, то в неполных семьях воспитывались 41,4% юношей и 52,4% девушек, т.е. в 1,3 раза меньше (р>0,05). При неосложненной УО в семьях без одного или обоих родителей соотношение юношей и девушек составило 1:1,27, а при осложненной еще больше - 1:1,4. Анализ количества подростков, обнаруживавших наличие осложненной УО, воспитывавшихся без одного или обоих родителей, показал, что наибольшее число таковых среди юношей оказалось с психопатоподобными (57,1%) и церебрастеническими (40%) расстройствами, а среди девушек - с психопатоподобными (50%) и неврозоподобными расстройствами (45,5%).

Учитывая, что умственная отсталость часто соотносится с многодетностью [1; 8], весьма интересным представлялся анализ полученных данных о количестве детей у родителей обследованных воспитанников школы-интерната.

Так, общее количество школьников с УО, в родительских семьях которых было 3 и более ребенка составило 33,9%, причем более половины из их числа (57,8%) составили семьи с количеством детей больше 3-х. В группе неосложненной УО число семей с количеством детей более 2-х (три и более ребенка) составило 28%, из них 71,4% - это семьи, в которых воспитывалось более 3-х детей. В группе осложненной УО число семей, воспитывавших более 2-х детей, оказалось 38,8% (из них половину составили семьи, имевшие более 3-х детей), а воспитывавших 1 ребенка - 25,8%, т.е. в 1,5 раза (p>0,05) меньше.

У воспитанников, воспитывавшихся в семьях с тремя и более детьми и обнаруживавших в клинической картине осложненные формы УО, наблюдались (по мере убывания): речевые расстройства - 45,4%, из них 80% составляли многодетные семьи (более 3-х детей); неврозоподобные расстройства - 42,9%, с удельным весом многодетных семей 33,3%; психопатоподобные расстройства - 40% (удельный вес многодетных семей - 37%); церебрастенические расстройства и психомоторная расторможенность - по 33,3%, из них многодетные семьи составили соответственно 24,9 и 100% случаев. Анализ группы осложненной УО показал, что у школьников - выходцев из семей с количеством детей три и более наблюдалось преобладание всех вариантов осложненной УО по сравнению с подростками, родители которых имели 1 ребенка. Наибольшие различия касались церебрастенических, психопатоподобных, неврозоподобных расстройств и психомоторной расторможенности (преобладание соответственно в 4,6; 2,7; 2 и 2 раза).

Удельный вес (от всей осложненной УО) отдельных вариантов осложненной УО у подростков, воспитывавшихся семьях с количеством детей три и более, оказался следующим (в порядке убывания): психопатоподобные расстройства встречались в 50% случаев, из них 42,8% составляли выходцы из многодетных семей; неврозоподобные расстройства определялись в 41,2% случаев, их которых семьи с количеством детей более 3-х составили 14,3%; церебрастенические расстройства - в 40% случаев, с удельным весом многодетных семей 25%; речевые расстройства - в 37,5% случаев, из которых 66,7% - многодетные семьи; психомоторная расторможенность - в 25% случаев, причем 100% этих семей имели в своем составе более 3-х детей.

Что касается девушек, то количество их родительских семей с тремя и более детьми в своем составе наблюдалось в 23,8% случаев, из которых 50% составили многодетные семьи. В группе неосложненной УО процент семей, воспитывавших более 2-х детей, оказался 10% (из них половина - многодетные), а среди осложненной УО - 36,3%, причем многодетных семей в их числе было 62,5%. Распределение отдельных вариантов осложненной УО (от всех случаев осложненной УО) у подростков из семей с тремя и более детьми в своем составе оказалось следующим (в порядке убывания): речевые расстройства встречались у 66,5% девушек из таких семей, причем в 100% случаях это были многодетные семьи; психомоторная расторможенность - в 50%, где опять же все 100% семей - многодетные; неврозоподобные расстройства - в 45,4% семей, из которых 60,1% были семьи с числом детей более трех; психопатоподобные расстройства - в 16,7%, из которых 100% были многодетные семьи; церебрастенических расстройств не зафиксировано.

И, наконец, определенные различия были выявлены при анализе социально-бытовых условий в семьях учащихся с различными вариантами УО. Анализ результатов исследования показал, что соотношение удовлетворительных и неудовлетворительных (алкоголизация матерей или обоих родителей, их асоциальный образ жизни, неблагоприятный микроклимат в семье с частыми внутрисемейными конфликтами, антисанитарное состояние жилья и т.д.) социально-бытовых условий составило 65,2 и 34,8%, т.е. 1,9:1 (р<0,05).

При неосложненной УО это соотношение оказалось несколько меньше - 1,5:1 (р>0,05), а при осложненной УО - 2,3:1 (р<0,05). Соотношение отдельных вариантов осложненной УО у школьников, проживавших в удовлетворительных и неудовлетворительных социально-бытовых условиях, составил (в порядке убывания): при психопатоподобных расстройствах - 1,19:1 (р>0,05); при неврозоподобных расстройствах - 1,5:1 (р>0,05); при психомоторной расторможенности - 2:1 (р<0,05); при церебрастеническом синдроме - 5:1 (р<0,05).

Заключение

Проведение данного исследования и анализ его результатов показал, что, несмотря на достаточную укомплектованность кадрами школы-интерната VIII вида (школьный психолог, социальный педагог, врач-психиатр и т.д.), специалисты разобщены в своей деятельности, нет единой системы взаимодействия их не только с воспитанниками и их родителями, но и между собой, несмотря на существенную роль неблагоприятных социально-средовых факторов в формировании УО, и в частности ее осложненных форм. В целях совершенствования медицинской помощи была разработана и внедрена модель по оптимизации взаимодействия участников лечебно-коррекционного процесса (педагогов, воспитателей, врачей-психиатров, клинических и социальных психологов, логопедов-дефектологов) в работе с учащимися школы-интерната в виде многоуровневой системы взаимодействия, в которой выделяются уровни непосредственного взаимодействия врача-психиатра и школьника, и опосредованного, через других участников коррекционной работы. Внедрение данной модели уже на первых этапах позволило снизить количество пропусков занятий учащимися (с 20 до 8,5%), оптимизировать контакты с родителями воспитанников (в 18%), а также начать занятия по коррекционным программам с участием детского психиатра, клинического и социального психолога.

Рецензенты

Слюсарь Т.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неврологии и восстановительной медицины ФПДО ГБОУ ВПО «Тверская ГМА» Минздравсоцразвития России, г. Тверь.

Дербенев Д.П., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом менеджмента ФПДО ГБОУ ВПО «Тверская ГМА» Минздравсоцразвития России, г. Тверь.


Библиографическая ссылка

Кузьмичёв Б.Н., Зиньковский А.К. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛИНИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ И УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6078 (дата обращения: 25.10.2016).